?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 August 2017 @ 10:59 pm
"Женский взгляд" на ланкастерское семейство  
О романе Джин Плейди "Звезда Ланкастеров" (The Star of Lancaster).

Женский исторический роман о судьбах и правлении двух первых представителей английской королевской династии Ланкастеров - Генрихе IV и Генрихе V. Легкое чтение. Название - отголосок эпилога шекспировской пьесы "Генрих V": там Хор называет главного героя "звезда Англии" (Star of England). Но в названии романа этот образ изменен, и значение его сужается: книга - о приходе Ланкастеров к власти и их "звездном часе".
Для кого эта книга: предположим, вы (будучи любознательной дамой, но не профессиональным медиевистом) знакомы с шекспировскими историческими хрониками, но вы знаете, что там есть поэтические вольности и не все совершенно так, как современная нам историческая наука эти события видит. В этом случае здесь вы встретитесь с главными героями, типы характеров которых примерно те же, что и в знаменитых пьесах, составляющих "вторую тетралогию": Генрих IV захватывает власть и не избавлен от тревог до самой смерти, а его старший сын, принц Хал, проявляет бурный темперамент в тавернах, чтобы вдруг превратиться в очень целеустремленного молодого правителя и побеждающего полководца. Но эти фигуры помещены в более подробную историческую картину, так что вы получите более полное представление о династических связях, семейном окружении и настоящем возрасте действующих лиц, а также о последовательности событий. "Легенда" в книге будет почти та же, что и в пьесах, а "непоэтизированной истории" будет несколько больше. (Но все же надо предостеречь, что и в романе историческая концепция не самая современная как для нашего времени. Много на что самые современные историки смотрят по-другому, и их взгляды повлияли на другие художественные произведения).
Кому эта книга не подойдет: прежде всего тем, кто презирает "женские романы" как жанр. Не вообще романы, написанные женщинами и преимущественно для женщин, а именно те, где часто история сужена до размеров детской и многие лица и события представлены в основном через восприятие женских персонажей, даже если главные герои - мужчины. "Женский взгляд" и портреты исторических деятелей в детстве явно нравятся автору больше, чем изображение политических интриг и сражений. В романе нет особенно ярких описаний или выразительных сцен, не говоря уже об остроумии, свойственном тем самым пьесам; диалоги персонажей романа иногда бывают в духе "Это предприятие нам полезно." - "Так поехали!" После того, что я читала перед этим, вернуться к такому способу повествования было - как из полета над землей на землю и на равнину. Однако и у такого стиля можно поучиться, как скупыми средствами рассказать о многих персонажах и событиях.
Вероятно, главный художественный прием этой книги состоит в обыгрывании значений образа "звезды". В романе, как мы сказали, два главных героя - папа-Генрих IV и сын-Генрих V. (Есть и Джон Гонт, и Ричард II, и остальные, кроме Хала, сыновья Генриха IV, но главные герои - сам отец и старший сын). Пока жив Генрих IV, автор, дабы не запутаться, называет отца "Генри", а сына "Гарри"; прозвище "принц Хал" приберегается для названия главы о трактирных и уличных похождениях принца и для обращения к нему сэра Джона Олдкасла. Отец и сын оба по характеру - "звезды", но что это значит? Звезда - то, что восходит и заходит, что привлекает к себе внимание (и должно привлекать), то, что приносит воодушевление, которое может пройти, если не подкрепляется чем-то материальным. Оба героя изображены с симпатией, и по роману каждого из них должны погубить не личные жестокость или коварство, а именно заложенное в нем стремление быть "звездой".
Все главы романа можно объединить в три части. Первая - юность Генриха IV и детство его старшего сына Гарри. Вторая - свержение Ричарда II, правление Генриха IV, юность Гарри и конфликты между отцом и сыном. Третья - правление Генриха V и его победы во Франции, до его смерти. Первая часть - самая "женская": там персонажи и действие показаны почти полностью с точки зрения первой жены Генриха IV и матери Гарри, Мэри де Богун, которая политикой не занимается, но занимается домом и почти все время беременна. Вторая часть - самая занимательная, в ней происходят основные события: Генрих-отец захватывает власть, но и должен расплачиваться за это, кроме прочего - угрызениями совести и испорченным здоровьем. Одновременно Гарри взрослеет, становится и наблюдателем, и участником политических событий. Третья часть, в которой "принц Хал исправился", - наиболее схематична.
Старший Генрих - отец появляется в романе как романтический влюбленный - а точнее, романтический мальчик-подросток. Мэри де Богун еще десятилетней девочкой хотели приневолить в монастырь, а случайно встретившийся в лесу мальчик спас ее от того, чтобы ей "заблудиться" и в прямом, и в переносном смысле: и вывел из лесу, и помог избрать верную для нее дорогу жизни, став женихом и мужем. Знакомство их, правда, подстроил отец жениха Джон Гонт, желавший заполучить в жены Генриху богатую наследницу. Юные супруги счастливы, но постепенно появляется все больше причин сомневаться в том, что жизнь Мэри вне монастыря не могла бы быть устроена лучше. Генрих любит ее, но ему также нужны военные и политические приключения; взрослея, он превращается в почти постоянно отсутствующего мужа, который возвращается домой для того, чтобы жена еще раз забеременела. Первого ребенка Мэри рожает аж в одиннадцать лет (по роману) и он не выживает (сколь я знаю, существование этого старшего брата Генриха V в настоящее время подвергается историками сомнению). Затем частые беременности все хуже сказываются на здоровье Мэри; попросить мужа остановить рост семьи она не осмеливается, не только из-за того, что не может обуздать его стремления, но и из-за того, что сама любит детей. А Генриху такое многочисленное потомство нужно еще и потому, что он хотел бы побить рекорд деда, Эдуарда III. Рано умершая Мэри оказывается первой жертвой стремления мужа к самоутверждению; муж, конечно, ее любил и оплакивал. С возрастом Генрих, вынужденный бороться с сопротивлением своей власти, ожесточается; его также мучают непонятная болезнь, которую он принимает за проказу, и терзания совести по поводу свержения и гибели Ричарда II. Жизни двух кузенов, Ричарда и Генриха, из которых Ричарду - погибнуть от Генриха, воспринимаются как таинственно связанные: например, они оба в один год потеряли первых жен, которых оба очень любили.
Младший Генрих, то есть Гарри, то есть "принц Хал", по природе бесстрашный и озорной, еще больше создан "быть звездой", чем его отец. С самого детства он обожает привлекать к себе внимание (и не терпит невнимания), а родители понимают, что в нем есть нечто особенное. Образ маленького Генриха V - главное развлечение в романе. Автор забавно пытается использовать портрет взрослого короля для воссоздания внешности ребенка - например, описывает, как его карие глаза, о которых сообщают, что они, мол, у взрослого были очень выразительные, меняются от ребяческого гнева. В детстве это хулиганистый мальчик, который затевает опасные проказы, не подозревая об опасности. В одном из запоминающихся эпизодов книги он забирается в вольер к медведям. Зачем? чтобы объясниться своему любимому медведю в любви. :-) Интересно, что родители в XIV веке не истолковали это приключение и его счастливый исход как проявление особого божественного внимания к сыну. Вместе с тем мальчик сообразителен; подрастая, он научится вести себя так, чтобы будущие подданные были готовы приветствовать его и служить ему.
Отношения отца и сына по роману сложные для начала из-за того, что сын не забыл, как отец в детстве его высек... в глупой истории, где Генри - отец сам восхищался смелостью Гарри - сына, но все же решил наказать отпрыска за непослушание. Свою мать, тихую Мэри, а затем Генри Хотспера и сэра Джона Фаль...Олдкасла Гарри любит больше, но понимает, что положение отца - это его собственное положение по отношению к трону, его жизнь и смерть. В исторических работах можно встретить ту точку зрения, что Гарри лучше относился к своему дяде, королю Ричарду, чем к отцу; в этом романе такого нет, и Гарри Ричарду дерзит. Со временем становится понятно, что отец, Генрих IV, завидует умению своего наследника быть популярным - то есть тому же умению "быть звездой". Перед смертью Генриха IV отец и сын окончательно мирятся - в том самом легендарном эпизоде с короной.
Из второстепенных мужских персонажей романа с печальной необходимостью должен быть выделен сэр Джон Олдкасл. Он немного напоминает Фальстафа, потому что тот, как известно, от него произошел. Фальстаф он тем, что стар, - примерно на тридцать лет старше Гарри (лично в трех источниках встречала указанным год рождения Олдкасла - около 1378 г., стало быть, он получался старше принца всего лет на 9. Хотя иногда как год рождения сэра Джона указывают и 1360 г., но я чаще видела 1378 г., в том числе в Британской энциклопедии). От Фальстафа у него также красноречие, благодаря которому он убедителен в спорах с Гарри, а впоследствии может проповедовать. Будучи Олдкаслом, а не Фальстафом, он женится и находит мученическую смерть за веру. Тема отношения к лоллардам и гибели Олдкасла в этом романе трактована несколько неожиданно. Религиозным фанатиком изображен не Генрих, который с доказательствами обычно таковым признается, - в романе он поддерживает церковь постольку, поскольку это нужно для сохранности его власти. Чертой фанатизма здесь наделен именно его друг, не согласившийся отказаться от своих опасных убеждений. Самый, наверное, сильный эпизод всего романа: Генрих уговаривает своего друга отвратиться от лоллардов, Олдкасл объясняет, почему сделать этого не может. Здесь он - не контрастный персонаж по отношению к принцу, но другой вариант той же судьбы. Он, как и Генрих, всегда знал, что ему однажды придется стать серьезным и посвятить себя чему-то, что он считает стоящим. Не Генрих его отвергает - сам Олдкасл уходит за своим новым предназначением. Они не возненавидели один другого: позднее Олдкасл спасает жизнь королю, во время предупредив о заговоре. Генрих жалеет об Олдкасле и хотел бы, чтобы тот избежал казни, но, когда сэра Джона все-таки казнят - Генрих в это время за границей и воюет - королю ничего не остается, как уверить себя, что друг его погиб по своей вине.
Заключительные главы романа очень схематичны именно потому, что автор изображать войну не любит. Избегает также показывать те поступки Генриха, которые характеризовали бы его как жестокого и вызвали бы к нему отвращение. Например, убийство пленных при Азинкуре не упомянуто, словно по рассеянности автора, зато сообщается, что перед битвой король своих пленных - тех, кто считался именно его добычей, - отпустил, чтобы во время сражения врага не было в его лагере. Если речь идет о заключении мачехи под стражу с конфискацией имущества, то подчеркивается участие королевского брата, Джона, герцога Бедфорда, действовавшего как исполнитель-отгадчик королевской мысли. Несколько раз настойчиво повторяется, что король не был бессмысленно жесток, но ожесточался, видя препятствия на пути к своей цели. Такой подход понравится читателю, который хотел бы сохранения героического образа, но читатель, знакомый с историческими работами, осуждающими короля-завоевателя, возможно, захочет спорить. (Роман ориентирован явно на первого читателя, а не на второго).
(Есть ли у Генриха V шрам в этом романе? Есть, но на лбу и сильно его не уродует. Сцены операции по извлечению вражеской стрелы после ранения нет и, значит, нет изображения борьбы с болью и того, как эти переживания могли отразиться на характере героя. Есть только его гордость от встречи с опасностью в битве).
В романе три важных женских персонажа. Мэри де Богун, первая жена Генриха IV (в то время - еще не короля), любила мужа, но не умела влиять на него. Ей на смену пришла Жанна, вдовствующая герцогиня Бретонская, предназначенная по характеру быть подругой монарха, - та самая мачеха, у которой Генрих-младший с Джоном Бедфордом конфисковали богатства, обвинив ее в колдовстве. Отличительная черта Жанны - большая рассудительность. В истории с конфискацией имущества автор, конечно, всецело на ее стороне. Допущен лишь легкий намек, что вдовствующей королеве, действительно, не хотелось бы участвовать в покрытии расходов пасынка на войну с Францией еще и потому, что она свои богатства усердно копила. Положение Жанны, у которой сын от первого брака попал в плен к пасынку, запутанное и тем более достойно сочувствия, что является результатом стечения неблагоприятных обстоятельств, не предусмотренного такой разумной женщиной. Третий важный женский персонаж - Изабелла де Валуа, девочка-королева, вторая жена Ричарда II. Она, кроме красоты и печальной судьбы, в этом романе замечательна тем, что на нее положил глаз подросток...то есть взрослеющий юноша Гарри, будущий Генрих V. Она - его первая любовь не только из-за ее красоты, а из-за того, что Гарри увидел в ней свою пару, другую "звезду", созданную сиять и его достойную. Но судьба Изабеллы - еще один пример того, что "звезда" заходит. Поначалу эта девочка - самоуверенная хозяйка жизни. После смерти первого мужа Ричарда она делает смыслом своего обесцвеченного существования память о прошлом, о Ричарде, каким он ей виделся, - а виделся он добрым красавцем, безвинно погубленным. Гарри - сына узурпатора Изабелла с негодованием отвергает, сделавшись, таким образом, личным поражением будущего завоевателя. Возвращение во Францию и даже брак с Карлом, сыном герцога Орлеанского, не приносят Изабелле утешения, потому что она попадает в атмосферу интриг и все более очевидной катастрофы. Жизнь прошлым готовит Изабеллу к ранней смерти.
Екатерина, будущая жена Генриха V, появляется в последних главах романа и должна восприниматься как замена и другая версия Изабеллы, ее старшей сестры. О Екатерине у того же автора есть отдельный роман, с которым я знакома и который имеет от этого романа некоторые отличия. От имени Екатерины провозглашается вердикт второму главному герою, Генриху V, подчеркивающий, что роман адресован именно читательницам (и не самым взыскательным): она ему все прощает и влюблена в него, так как он - "всем существом мужчина".
Еще раз. Читательницы, в особенно знакомые с исторической научной литературой, имеют право не принять такого вывода. Равно как и читатель-мужчина, если вдруг этот роман в его руки попадет, совсем не обязан соглашаться, что настоящая мужественность должна выражаться именно как стремление "быть звездой" и завоевывать, в данном случае - власть, новые владения и женщин. Разве что, может быть, если много почитаешь в более серьезных книгах, как художественных, так и научных, о холодном и суровом короле Генрихе, окажется приятной еще одна встреча с шумным, но умным "принцем Халом", даже если признаешь, что этот образ - скорее дань популярному преданию. (А мне, признаюсь, хотелось бы, чтобы предание отражало хотя бы часть истины, даже и при том, что мнение непредубежденной науки я всегда уважаю).
Если посмотреть с другой стороны, то, возможно, женщина, живущая делами дома и семьи, подобная Мэри де Богун в романе, - не лучший судья для честолюбивого и целеустремленного мужчины, такого, как знаменитые муж и старший сын Мэри. Но для такого мужчины она - контрастное дополнение. А значит, может попробовать сделать рассказ о нем интересным.
P.S. Я прочла эту книгу и написала отзыв о ней как раз в такое время, когда ожидается "звездопад". Почитав о "звездах" на земле, есть повод вспомнить и звездное небо.