valya_15 (valya_15) wrote,
valya_15
valya_15

Category:
  • Mood:

Иаков Ворагинский. Житие Святого Георгия (Золотая легенда)

От переводчицы: настоящий перевод сделан с английского текста, который сравнивался с французским и латинским текстами. Некоторые различия отмечены в примечаниях.


Житие Святого Георгия, Святого Георгия Мученика,

и вначале — о толковании его имени

Имя "Георгий" пошло от слов geos, что означает "земля" и orge, то есть "возделывать". Потому Георгий, так сказать, есть "возделывающий землю", которая — его плоть. Говорит Святой Августин в книге о Троице, что добрая земля — в высоте гор, в мягкости долин [1] и в глади полей. Первая хороша для трав, чтоб были свежи, вторая — для виноградной лозы, а третья — для пшена и злаков. Таким образом, блаженный Георгий был высок, презирая низменное, и потому имел в себе свежесть добродетели; благой разум его был мягок, и потому он носил в себе вино радости, и в сердце его была гладь смирения, и потому приносил он злаки добрых дел. Или же имя "Георгий" пошло от gerar, что значит "святой", и от gyon, что означает "боец", то есть святой боец, так как он боролся с драконом. Или "Георгий" пошло от gero, что значит "паломник", и gir, что значит "укороченный", и ys, что значит "советчик". Во мнении света он был паломник, и он был обезглавлен и укорочен венцом мученическим, и в проповедях был он добрым советчиком. Легенда о нем принадлежит к числу апокрифов в актах Нисенского собора, так как место и время его мученичества с точностью установить нельзя. В календаре Беды сказано, что он претерпел муки в Персии, в городе Диасполин, а в других местах говорится, что он покоится в городе Диасполин, прежде называвшемся Лидда, что возле города Иоппия или Яф. А еще в другом месте сказано, что он принял смерть при Диоклетиане и Максимиане, которые в то время были императорами. А в другом месте — при Диоклетиане, императоре Персии, в присутствии семидесяти витязей его империи. А здесь сказано, что он принял смерть при наместнике Дациане, когда Диоклетиан и Максимиан были императорами.


Далее следует Житие Святого Георгия Мученика

Святой Георгий был витязь [2] и родился в Каппадокии. Однажды он пришел в провинцию Ливия, в город, называемый Силена. Около того города был водоем или пруд, подобный морю, в котором жил дракон, отравлявший всю страну. Люди однажды собрались вместе, чтобы убить его, но, увидев его, бежали. И, когда он подошел к городу, он отравлял людей своим дыханием, и по этой причине люди города давали ему каждый день по две овцы в пищу, чтобы он не причинил вреда людям, а когда не стало хватать овец, стали давать ему овцу и человека. Тогда был издан приказ в городе, что следует избирать из детей и молодых людей города путем жребия, и всякий, на кого падет жребий, будь он знатный или простой, должен быть отдан дракону, когда жребий падет на него или на нее. И случилось, что многие из жителей того города были тогда отданы дракону, так что жребий пал на царскую дочь, которой царю было жаль, и он сказал народу:
— Во имя наших богов, возьмите золото и серебро, и все, что я имею, и оставьте мне дочь мою.
Но сказали ему:
— Как, государь! Ты издал и предписал этот закон, и наши дети теперь мертвы, а сам ты хочешь совершить противное. Дочь твоя отдана будет дракону, а иначе мы сожжем тебя и дом твой.
Когда царь увидел, что нельзя сделать ничего более, он стал плакать и сказал дочери:
— Не видать мне твоей свадьбы!
Затем возвратился к народу и потребовал отсрочки на восемь дней, и отсрочка была ему дана. И когда восемь дней прошли, люди пришли к нему и сказали:
— Видишь ты, что город наш погибает!
Тогда царь облачил свою дочь словно для брака, обнял ее и поцеловал, и дал ей свое благословение, а затем отвел ее туда, где был дракон.
Когда она увидела, что мимо идет Святой Георгий, и когда он увидел госпожу, он спросил у нее, что она там делает, и она сказала:
— Иди своим путем, прекрасный юноша, чтобы тебе не погибнуть со мною!
Тогда он сказал:
— Скажи мне, что с тобою, и почему ты плачешь, и не бойся ничего.
Когда она увидела, что он хочет знать, она рассказала ему, как ее отдали дракону.
И сказал Святой Георгий:
— Прекрасная дочь, ничего не бойся отныне, ибо я помогу тебе во имя Иисуса Христа.
Она сказала:
— Ради Бога, добрый витязь, иди своим путем и не оставайся со мною, ибо тебе не спасти меня!
Пока они так между собой говорили, явился дракон и бросился на них, а Святой Георгий был на лошади, и выхватил меч, и украсил его крестным знамением, и поскакал смело против дракона, который к нему приблизился, и поразил его копьем, и тяжело его ранил, и бросил его на землю. А после сказал девушке:
— Дай мне твой пояс, и обвяжи им шею дракона, и не бойся!
Когда она это сделала, дракон последовал за нею так, будто был он зверь кроткий и ласковый. Тогда она повела его в город, и люди бежали по горам и долам, говоря: "Увы! Увы! всем нам погибель!"
Тогда Святой Георгий сказал им:
— Ничего не бойтесь, но, без дальних слов, верьте в Господа Иисуса Христа, и креститесь, и я убью дракона.
И приняли крещение царь и весь народ, и Святой Георгий убил дракона и снял ему голову, и велел бросить его в поля, и на четырех телегах, запряженных быками, вывезли его из города.
Пятнадцать тысяч [3] приняли тогда крещение, не считая женщин и детей, и царь поставил там церковь в честь Матери Божьей и Святого Георгия, где бьет источник живой воды, который излечивает больных, из него пьющих. После этого царь предложил Святому Георгию сколько угодно денег, но он отказался и велел отдать их бедным во имя Господа; и он дал царю четыре наказа, а именно: заботиться о церквах, чтить священников и слушать службу прилежно, и жалеть бедняков, и затем поцеловал царя и отбыл.
Случилось так, что во время Диоклетиана и Максимиана, которые были императорами, христиан преследовали так сильно, что за месяц было убито двадцать две тысячи, и потому страх их был столь велик, что иные отступили и отвернулись от Господа, и приносили жертвы идолам. Когда увидел это Святой Георгий, он оставил одежды воина, продал все, что имел, и роздал бедным, и одевшись, как христианин, пошел и стал среди язычников, и возопил:
— Все боги язычников и знати — дьяволы, мой Бог сотворил небеса, и Он есть Бог истинный!
Тогда сказал ему наместник:
— Откуда находит на тебя эта наглость, что ты говоришь, будто наши боги — дьяволы? И скажи нам, кто ты, и как твое имя.
Он ответил тотчас же и сказал:
— Меня зовут Георгий, я благородный человек, витязь из Каппадокии, и все оставил, чтобы служить Богу Небесному.
Тогда наместник приложил усилия, дабы обратить его в свою веру добрым словом, и когда ему это не удалось, он велел поднять его на виселицу; и так били его палками и прутьями из железа, что тело его все разбилось на части. А затем наместник велел взять железные клейма и приложить их к его бокам, и его внутренности, которые тогда показались, велел натереть солью, и так отослал его в тюрьму [4], но наш Господь явился ему той же ночью с великим светом и утешил его с большой нежностью. И великое это утешение придало сердцу его такую силу, что он не боялся никакого мучения, какое его заставили бы претерпеть. И когда Дациан, наместник, увидел, что ему не превозмочь его, он призвал своего чародея и сказал ему:
— Вижу я, что эти христиане не боятся мук от нас.
Чародей дал голову на отсечение, если он не преодолеет искусство Святого Георгия. И он взял сильный яд, и смешал его с вином, и произнес заклинание во имя своих ложных богов, и дал Святому Георгию выпить. Святой Георгий взял питье и сотворил над ним крестное знамение и тотчас же выпил его, и оно никак ему не повредило. Тогда чародей приготовил питье, куда подмешал яд более сильный, и дал ему выпить, и яд никак ему не повредил. Когда чародей увидел это, он пал на колени к ногам Святого Георгия и молил его сделать его христианином. И когда Дациан узнал, что он стал христианином, то велел отсечь ему голову. И затем, утром, он велел поместить Святого Георгия меж двух колес, которые полны были мечей, острых и режущих с обеих сторон, но колеса тотчас же разбились и Святой Георгий избегнул их невредимым. И тогда велел Дациан, чтобы его поместили в котел, полный расплавленного свинца, и когда Святой Георгий вошел туда, по милости Господа нашего, казалось, что он принимает ванну и отдыхает. Когда Дациан увидел это, стал он умерять свой гнев и льстить ему добрым словом, и сказал ему:
— Георгий, слишком велико терпение наших богов к тебе, который поносил их и оказал им великое презрение, потому, прекрасный и справедливый милый сыне, прошу тебя: вернись в наш закон, принеси жертвы идолам и оставь свое безумие, и я окажу тебе великие честь и поклонение.
Улыбнулся тогда Святой Георгий и сказал ему:
— Зачем же не сказал ты мне этого вначале? Я готов поступить, как говоришь.
Тогда Дациан возрадовался и велел возвестить по всему городу, чтобы весь народ собрался смотреть, как Святой Георгий совершит жертвоприношение, против которого ранее столько боролся. И город был украшен, и пиры шли повсюду, и все пришли в храм, чтобы его увидеть.
Когда Святой Георгий стоял на коленях и полагали, что он поклонится идолам, он воззвал ко Господу нашему Богу небесному, чтобы Он разрушил храм и идола ради имени Своего, дабы народ обратился. И тотчас же с небес сошел огонь и сжег храм и идолов, и их жрецов, и сразу же земля отворилась и поглотила оставшиеся золу и пепел. Тогда Дациан велел привести его к себе и сказал ему:
— Что за злые дела ты совершил и великую неправду?
И сказал ему Святой Георгий:
— Ах, господин, не верь этому: пойдем и увидишь, как я буду приносить жертву.
И сказал ему Дациан:
— Я вижу твой обман и твое предательство: ты так сделаешь, что земля поглотит меня, как ты сделал с храмом и моими богами.
И сказал Святой Георгий:
— О, презренный, скажи мне, как могут твои боги помочь тебе, если они не могут помочь себе!
Тогда Дациан столь разгневался, что сказал жене [5]:
— Я умру от гнева, если мне не удастся превозмочь и победить этого человека.
И она сказала ему:
— Злой и жестокий деспот! Разве ты не видишь великую доблесть христианского народа? Я говорила тебе, что ты не должен причинять им никакого вреда, так как их Бог сражается за них, и знай, что я стану христианкой. Тогда Дациан весьма смутился и сказал ей:
— Ты станешь христианкой?
И он взял ее за волосы и избил жестоко. И она спросила у Святого Георгия:
— Что будет со мной, раз я не крещена?
И ответил блаженный Георгий:
— Не бойся ничего, прекрасная дочь, ибо ты будешь крещена в крови своей.
Тогда она стала поклоняться нашему Господу Иисусу Христу, и так она умерла и пошла на небеса.
Утром Дациан приговорил, чтобы Святого Георгия проволокли по всему городу и затем отсекли ему голову. Тогда он вознес молитву нашему Господу чтобы все, кто желает какого-либо блага, могли получить его от Господа нашего Бога именем Его, и раздался голос с небес, говоривший, что то, чего он пожелал, ему даровано; и после того, как он произнес молитву, ему отсекли голову, и было это около года Господа нашего двести восемьдесят седьмого. Когда Дациан возвращался от того места, где его обезглавили, к себе во дворец, пал на него огонь с небес и сжег его со всеми его слугами.
Григорий Турский рассказывает, что некие люди сохранили некоторые мощи Святого Георгия и пришли в некоторую часовню в одной больнице, и в то утро, когда они должны были оттуда отправиться, они не могли сдвинуть с места дверь, покуда не оставили там часть мощей, бывших с ними. Находим также в истории Антиохии, что когда христианские мужи пересекли море, чтобы покорить Иерусалим, священнику того войска явился юноша истинно прекрасный [6] и посоветовал ему взять с собой малую часть мощей Святого Георгия, ибо он был вожатым в битве, и так священник и поступил, взяв с собой немного мощей, сколько с ним было. И когда они осадили Иерусалим и не осмеливались ни взбираться, ни взойти на его стены из-за сопротивления и защиты сарацин, увидели они, как явился Святой Георгий в белых одеждах с красным крестом, и взошел впереди них на стены, и они последовали за ним, и так Иерусалим был взят с его помощью. [Заключение, которое есть только в английском тексте. — В.Р., valya_15] А между Иерусалимом и портом Яффа, у города, называемого Рамис, находится часовня Святого Георгия, которая теперь заброшена и без крыши, и там обретаются греки-христиане. И в упомянутой часовне покоится тело Святого Георгия, но не его голова. И лежат там его отец и мать, и его дядя, не в часовне, но под стеною часовни; и те, кто ее содержит, не позволяют паломникам входить внутрь, иначе, как за два дуката, и поэтому лишь немногие входят внутрь, а молитвы возносятся вне часовни у алтаря. И дается отпущение на семь лет и на семь постов [7]; и тело Святого Георгия лежит посреди хоров названной часовни, и в его гробнице есть отверстие, куда можно просунуть руку. И когда какого-нибудь безумного сарацина приведут туда, и если он вставит свою голову в это отверстие, он тотчас же будет опять совершенно здоров и рассудок его восстановится.
Блаженный и святой мученик Святой Георгий — покровитель сего королевства Англии и имя его — клич английских воинов. В почитание его основан королями Англии благородный Орден Подвязки, а также благородный колледж в Виндзорском замке, где хранится сердце Святого Георгия, которое Сигизмунд, император Германский, привез и подарил как великую и драгоценную реликвию королю Гарри Пятому. Названный Сигизмунд был также братом ордена Подвязки, и часть его головы также хранится там, и колледж сей получает благородное содержание в честь и почитание Всевышнего Господа и его блаженного мученика Святого Георгия. Будем же молиться ему, чтобы оказывал особое покровительство и защиту сему королевству.


Перевод 7 — 8 января 2014 г.


Примечания переводчицы:


1. ... в мягкости долин ... В английском тексте — долины, в латинском и французском текстах — холмы.
2. ... был витязь ... В английском тексте — рыцарь, в латинском и французском текстах — трибун.
3. ...пятнадцать тысяч... В английском тексте число крестившихся после чуда с драконом — пятнадцать тысяч, в латинском и французском текстах — двадцать тысяч.
4. ...и так отослал его в тюрьму... Во французском тексте мученичество святого Георгия описывается следующим образом:
"Так как наместник не мог его обратить, он велел подвесить его на дыбу и терзать каждый из его членов железными крюками; его жгли факелами и натирали солью его раны и его внутренности, которые вышли из тела".
5. ... сказал жене ... Во французском и латинском текстах жену Дациана зовут Александрой (Alexandrie, Alexandriae).
6. ...юноша истинно прекрасный...— в английском тексте это выражение
'a right fair young man', то есть почти такое же, как в 144 сонете Шекспира (a man right fair). Во французском тексте — "очень красивый молодой человек" (un très beau jeune homme).
7. ...и на семь постов... Фраза в английском тексте 'And there is seven years and seven lents of pardon'.

Исторический очерк на сайте BBC несколько иначе рассказывает о вкладе короля Генриха V в культ Святого Георгия как покровителя Англии: победа англичан в битве при Азинкуре 25 октября 1415 г. способствовала дальнейшему утверждению дня Святого Георгия в качестве праздника, так как он якобы помог Англии в битве. Поэтому я думаю, что культ Святого Георгия создает между королем Генрихом и Шекспиром связь подобную той, которая существует между Петром I и Пушкиным.

Святой Георгий из Британского музея

IMG_1781
Tags: shakespeare, история, литература, переводы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments